Зигмунд Фрейд
- Завертайло Е.В.,, Философия, общество, Шарапатюк Анатолий Васильевич

Природа и свойства бессознательного

Простите, корифеи психологии и философии, но Вы не правы!

“Открытие новой теории подобно восхождению на гору, когда взору открываются новая и более широкая панорама”
Альберт Эйнштейн

Искреннее многолетнее желание познать основополагающие истины, вера в возможность такого познания не только интеллектуальным, но и духовным путем (декларируемая еще великими масонами), глобальный многомесячный поиск в сетях Интернет и анализ признанных научным миром публикаций [1–9] и патентов позволяют сделать вывод – общепризнанные определения и трактовки сущности и функций бессознательного и ауры индивида давно не соответствует существующей практике и системе остальных знаний.

  1. Фрейдовская трактовка бессознательного, с ее упором на сексуальную составляющую, вполне возможно и справедлива по отношению к больному либо недоразвитому состоянию сознания, тела и души самого Зигмунда Фрейда и ему подобных индивидов, но не может тиражироваться на понимание бессознательного всех индивидов. Тем более, оно не может тиражироваться на бессознательное всех гениальных индивидов или отшельников, или католических ксёндзов, или буддийских просветлённых, или… или… или… Причем, по мере развития индивида и коллективного сознания и бессознательного число этих «или» будет только возрастать, в противном случае можно и необходимо будет говорить о деградации личности и общества в целом. В отрицании Фрейдовской трактовки позиция авторов перекликается с мнением Юнга, Адлера, Райх, Фромма, Хорни и их последователей, которые, в свою очередь, подходили к решению данного вопроса также однобоко, что не позволило им сделать очередной шаг в постижении истины [1–7].
  2. Бессознательное, в широком смысле этого фундаментального понятия, представляет собой многоуровневую иерархическую структуру – высокоорганизованную информационную энергию в ее тончайшей и наиболее динамичной форме.
  3. Классическое утверждение из любого учебника по психологии: «Сознанию недоступна бессознательность, они сосуществуют отдельно, как бы по соседству. Если бы границы между психической (виртуальной) реальностью и объективной были размыты, то целостность и адекватность психики были бы нарушены» – ложно! Сознание может и должно в определенных пределах познавать сущность бессознательного, но не напрямую, а опосредовано, через проявления бессознательного в жизнедеятельности индивида, так сказать, познать «на кончике пера». При жестких, непроходимых, неподвижных границах между сознанием и бессознательным невозможно не только управление второго первым, но невозможен какой-либо взаимообмен между ними, в том числе и информационный, и даже энергетический… А это противоречит не только практике, но и общепринятым представлениям о бессознательном… делает совместное существование сознания и бессознательного бессмысленным. А природа бессмысленности не терпит! (см. п. 13).
  4. Бессознательное индивида является частью ноосферы, связующим звеном между ноосферой и личностью, ноосферой и остальным грубым материальным миром, называемыми природой. Говоря современным языком, бессознательное является существенным элементом технико-технологического и информационного обеспечения связи индивида с внешней средой.
  5. В свою очередь, бессознательное индивида служит управляющим органом его внутренних подсистем, включая «бессознательное» (инстинкт, прграмму, код) клеток – неотъемлемой части данного индивида. Именно это «бессознательное» несет в себе «идею» клетки, без которой невозможно ее существование, невозможно существование Мирозданья.
  6. Учитывая положение пп. 4–5, необходимо расширить традиционное определение: «Бессознательная память – это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью» [1–3]. Бессознательная память – это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью, с коллективной памятью и ноосферой (включающей память планеты). Бессознательная память имеет «прямой доступ» к коллективной памяти и памяти планеты. Качеством этой «прямой связи», настроем мозга на ее формализацию и состоянием среды определяются прорывы человеческого гения к познанию истин, к выражению истин (включая не только науку, но и все виды искусства, все виды творчества).
  7. Бессознательное личности является существенной структурной составля-ющей, формирующей ее Эго, ее Сверх–Я, объективное познание которых без познания бессознательного, как минимум, ущербно. Именно бессознательное является носителем объективного смысла существования личности (ее raison d’etre – франц.).
  8. Бессознательное индивида делает личность личностью. Именно оно с момента зарождения личности активно управляет формированием и развитием не только сознания, но и всех подсистем индивида, охватывающих все материальные и духовные аспекты.
  9. Любое управление, тем более эффективное, невозможно без наличия обратной связи! Такая обратная связь есть и в управлении бессознательным сознанием. Именно ввиду наличия этой обратной связи сознание может в определенных пределах познавать бессознательное, влиять на бессознательное, а через него – и на ноосферу. Возможность эффективного влияния управляемого объекта на управляющий орган давно известна в социальных, информационных и технических системах. Так в Черноморском морском пароходстве (ЧМП, г. Одесса) еще в 1985–1986 годах через канал связи с АСУ Одесской железной дороги была реализована скачка и обработка информации о движении вагонов из Всесоюзной АСУ железных дорог СССР. При этом Одесская железная дорога такой информации по движению вагонов за пределами своих границ не имела и вынуждена была просить ее у ЧМП (особенно в случае «потери» вагонов и грузов)… Тогда разработчики этого проекта, включая его руководителя-постановщика – одного из авторов этой статьи, получили престижное приглашение на переезд в США для постоянной работы на ключевых должностях в управлении постановки задач корпорации IBM. В управлении социальными сетями таких примеров можно назвать много, в т.ч. и в те периоды, когда слов «управление», «психология» «социология», «бессознательное»… не было в лексиконе.
  10. Названная в п. 9 обратная связь, не признаваемая подавляющим большинством психологов и признаваемая единицами из них, гораздо сильнее и совершеннее, чем думают о ней последние. Ведь сознание вынуждено принимать и трактовать (понимать) информацию, поступающую от бессознательного исключительно через образы, которые часто остаются вне внимания, вне понимания, вне рассмотрения сознанием; в тех редких случаях, когда сознание пытается понять и формализовать эти образы в словах, такая задача часто является непосильной для мозга либо формализуется в многочисленных вариантах, выбрать из которых один единственный и верный мозгу удается далеко не всегда. При этом всегда остается достаточно большая вероятность, что мозг ошибочно трактует образы, полученные от бессознательного. И никогда нет гарантии, что названная трактовка мозгом образов сформированных бессознательным и/или перенесенным (отраженным) бессознательным из ноосферы достоверна. Напротив, бессознательное мысль, полученную от мозга, трактует как действие и «понимает» не только слова, а и их оттенки в контексте и мотивации. Именно поэтому многие религии греховную мысль приравнивают к греховному поступку… Исходя из вышесказанного, восприятие бессознательным сознательного (названная в п. 9 обратная связь) гораздо эффективнее восприятия сознанием бессознательного (прямой связи). Это положение подтверждается и тем фактом, что организация бессознательного, его способность воспринимать и обрабатывать информацию на порядок выше организации и такой способности сознания индивида.
  11. Бессознательное и есть тот Ангел-Хранитель каждой личности, познать природу которого человечество желает уже тысячелетия, понять природу которого мечтает большинство живущих людей планеты… Такое понимание, в свою очередь, приведет к укреплению и расширению их связи, что с неизбежностью приведет к качественному скачку в развитии человека и человечества.
  12. Бессознательное, выполняя функцию Ангела-Хранителя, осуществляет еще одну функцию – связывает человека с Богом, сопровождает человека от зарождения до смерти и определяет место бессознательного, в том числе – души, после смерти человека, в большинстве религий называемым Раем и Адом… Бессознательное является носителем той микрочастицы Бога, которая по многим легендам и мифам, по многим верованиям, в том числе – эзотерическим, присутствует в каждом индивиде. Вспомним знаменитое буддийское изречение – «Богом может стать каждый»… но стать Им, не познав свое бессознательное, не познав и не реализовав свое raison d’etre (см. п. 6) невозможно!
  13. Вынуждены еще раз процитировать популярные учебники [1-3]: «Сознанию недоступна бессознательность, они сосуществуют отдельно, как бы по соседству. Если бы границы между психической (виртуальной) реальностью и объективной были размыты, то целостность и адекватность психики были бы нарушены». Это утверждение, эта установка глубоко ошибочна. Она исключает не только даже частичное познание сущности бессознательного, а и признание самого факта существования бессознательного (не говоря уже о практическом его использовании или совершенствовании, что по нашему глубокому убеждению не только возможно, но и необходимо). Она также исключает влияние бессознательного на способности или гениальность. А это абсурд. Границы взаимодействия бессознательного и сознания размыты, непостоянны (динамично изменяемы) во времени и зависят от многих факторов: 1) степени развития бессознательного индивида; 2) динамики развития (включая уровень соответствующих знаний) и состояния (включая не только бодрствование или состояния (фазы) сна, но и соответствующий настрой, включая интенсивность желаний и эмоций) сознания индивида; 3) конкретного месторасположения индивида в момент озарения сознания бессознательным; причем месторасположение индивида относительно т.н. «мест силы» трактуется и в географическом аспекте, и в конкретном положении на природе или в помещении; 4) состояния и состава непосредственного окружения индивида в момент названного взаимодействия – конкретными флорой и фауной, предметами и материалами… например, доказано наиболее благоприятное влияние на данный процесс близкого протекания реки… наличия кирпичных стен и деревянных полов в сравнении с их железобетонными аналогами… 5) развития и состояния многоуровнего коллективного бессознательного и ноосферы планеты. Именно в пределах взаимоизменяемости границ сознательного и бессознательного происходит наиболее активное их взаимодействие, в т.ч. такие эффекты как интуиция, озарение, предвидение, ясновидение, яснослышание… вещие сны… инициация способностей, просто активация мозговой деятельности и лучшее понимание собеседника. б) возможно реальное познание бессознательного сознанием, по крайней мере, в тех пределах, в которых происходит их взаимодействие. Названные пределы взаимоизменяемости границ назовем приграничной зоной сознательного и бессознательного. И проведем аналогию с приграничными зонами государств, особенно с различными уровнями жизни, производительных сил, образования, медицинского и социального обеспечения… языковыми барьерами… Взаимное многофакторное влияние таких государств на жизнь населения их приграничных зон очевидно и бесспорно. С целью улучшения условий таких взаимодействий многие государства модернизируют (приспособляют, адаптируют) свою законодательную базу. Здесь уместно вспомнить о давно исследованных физико-химических  эффектах диффузии соприкасающихся материалов, причем уровень диффузии – проникновения частиц одного материала в тело «соседа» – зависит от системы определяющих факторов – природы самих соседей, температуры, давления, площади соприкосновения, динамики соприкосновения «соседей» (например, наличия и характеристик их трения) и т.д.
  14. Границы взаимодействия бессознательного и сознания не только размыты, непостоянны (динамично изменяемы) во времени, как показано в п. 13, а непостоянна и изменяема структура и, естественно, моторика его функций в отношении конкретного индивида. Это положение давно наблюдаемо при травматизме и посттравматических состояниях человека. Вспомним, Фрейд утверждал, что «под бессознательным можно понимать две разные вещи, первая из которых, – это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания» [1–3], т.е. рефлекторно. В результате травм, особенно при повреждениях позвоночника, спинного мозга, у человека полностью или частично пропадает моторика двигательных функций. И в известных случаях, при определенных волевых усилиях, сознание (мозг) берет на себя функцию управления подвижностью тела (рук, ног, шеи…). Причем известны случаи, когда сознание возобновляло двигательные функции при абсолютном повреждении традиционных каналов управления двигательной функцией, например, при полной непроходимости (блоке) нейросигналов через поврежденные участки позвоночника. В таких экстремальных случаях сознание способно активизировать резервные каналы управления подвижностью, например, используя клеточный уровень взаимодействий вне (в обход) поврежденного участка позвоночника. Подобные примеры полностью подтверждают положения данного пункта.
  15. Бессознательное способно одновременно проявлять материальный и нематериальный аспект (материальную и нематериальную природу) как, например, свет одновременно проявляет волновую и корпускулярную природу (в очередной раз, как и в п. 13, убеждаемся в глубоком смысле наследия Гермеса Трисмегиста – «Как вверху, так и внизу»)…
  16. Учитывая, что сознание является функцией бессознательного и, в определенном смысле, хоть и в гораздо меньшей степени, мы определили бессознательное, как функцию сознания (см. пп. 7–10) в этой обоюдосложной связи можно утверждать, что бессознательное индивидов обладают огромным разнообразием. Это разнообразие можно классифицировать по уровню (степени) развития, которая в большинстве случаев может отражаться в уровне (степени) развития соответствующего индивида. При этом и в настоящее время известно множество различных, часто не согласующихся, часто недостаточно мотивированных оценок уровня развития самого индивида в философии, психологии, антропологии, религиях и мифах [1–2, 5–7, 10, 12]. Дальнейшее системное, многофакторное, многокритериальное исследование названного разнообразия индивидов через призму бессознательного даст один из ключей познания его многообразия, структуры, функций и технологий их реализации.
  17. Естественно, возникает почти вечный вопрос о первичности бессознательного и сознания индивида. В отличие от аналогичного, «набившего оскомину», до сих пор не решенного вопроса о первичности курицы или яйца, аргументов в пользу первичности бессознательного по отношению к сознанию гораздо больше. К числу первостепенных из упомянутых аргументов необходимо отнести:
  • бессознательное несет идеи индивида в т.ч. и идею его сознания; сознание индивида не только не несет идеи бессознательного, более того, сознание большинства индивидов, их коллективная «научная мысль» утверждает абсолютную непознаваемость бессознательного, наличие между сознанием и бессознательным жестких непроницаемых границ… чушь конечно, но тем ни менее; в данном случае термин идея является синонимом библейского «Слова», которое предшествовало всему, вспомним – «Раньше было Слово»…
  • бессознательное в виде идеи, программы, инстинкта… присуще растительному и животному мирам, бесспорно, зародившимся задолго до пращуров человека; и это бессознательное эволюционировало вместе с планетой, постепенно нарабатывая и совершенствуя ее ноосферу – ее иерархию бессознательного;
  • бессознательное является управляющим органом по отношению к сознанию индивида (объекту управления); в теории управления это «прямая связь»; возможности управления сознания бессознательным гораздо скромнее, ведь оно осуществляется посредством вторичной «обратной связи»;
  • бессознательное индивида в отличие от его сознания может существовать и существует за пределами жизни данного индивида;
  • бессознательное индивида формируется и может существовать и без связи с его сознанием, а сознание формируется и существует исключительно под воздействием (в среде) бессознательного;
  • продолжительность «жизни» бессознательного по отношению к продолжительности жизни индивида несоизмеримо больше (продолжительнее);
  • бессознательное в иерархии носителей идеи (программы) зарождения и развития всего живого стоит на порядок выше сознания;
  • ограниченность сознания индивида бесспорна в то время, когда многие исследователи, включая и популярного на всех континентах в течение последних десятилетий Джона Кехо [6], утверждают «Подсознание может все» (здесь устаревший термин подсознание выступает синонимом бессознательного)…
  • по глубокому убеждению авторов, прабессознательное – это и есть праматерия (или первоматерия), существовавшая задолго до сотворения нашей планеты, нашей галактики, сущность которой стремятся познать передовые умы человечества;

Авторы не готовы вступать в противоречие с Библией, с высказанными аргументами, со своим сознанием и интуицией (функцией бессознательного) – …раньше было Бессознательное! Сознание по отношению к бессознательному вторично.

  1. Материальная природа бессознательного индивида, как было показано одним из авторов данной статьи ранее [11, 15], проявляется в т.ч. в динамике и статике его биополя, его ауры. В названном «Свидетельстве о «ноу–хау» [11] обосновано:
  • аура индивида материальна; но вполне возможно ее природа носит дуалистический характер, включающих и нематериальный аспект, в том числе проявляющийся при взаимодействии аур на больших расстояниях, за пределами наблюдаемых свечений Кирлиана;
  • изменение (выравнивание, улучшение, ухудшение…) аур происходит не толь-

ко при взаимодействии людей, но и при взаимодействии человека и с животными (кошки, собаки, лошади, дельфины…), и с дикой природой (лес, река, поле, океан… камни, кристаллы, кораллы…);

  • взаимодействие аур – носит не только лечебный характер. Оно, с одной стороны, тиражирует позитив в виде Доброты, Нежности, Терпимости, Любви… с другой стороны – негатив в виде Ненависти, Презрения, Смерти… а может порождать и нейтральные ощущения, чувства… например, интуицию, безразличие…
  • взаимодействием аур во многом объясняются возникновение и развитие самых сильных и самых непознанных чувств: любви, симпатии, ненависти, дружбы…
  • природа ауры неразрывно связана с бессознательным, играющим колоссальную роль не только в жизнедеятельности конкретной личности, но и жизнедеятельности общественных групп, жизнедеятельности стран, континентов, планеты…
  • аура отражает названный в п.п. 18.2–18.5 чувственно-информационный взаимообмен бессознательного с ноосферой;
  • аура позволяет тестировать качество этого взаимообмена, т.е. позволяет (особенно при наблюдении в динамике) диагностировать и прогнозировать не только заболевания, а и способности, в т.ч. потенциальную либо уже выраженную гениальность…
  • на динамику ауры могут влиять все чувства и ощущения, т.е. аура напрямую связана со зрением, слухом, осязанием… интуицией, причем эта связь не прекращается и за пределами возможностей органов чувств человека – за пределами слышимых частот, видимого спектра и частот кадра, чувствительности кожи и внутренних органов… способности интерпретировать интуицию… также на динамику ауры могут влиять мысли индивидов;
  • в комплексной оценке конкретной ауры важно выделение и анализ ее трендовой составляющей (включая исследования динамики названного тренда);
  • особое направление исследований ауры должно быть посвящено гармонии триединости тела–души–духа; ведь именно аура на сегодняшний день является единственным известным нам интегрированным показателем этой триединости;
  • необходимо незамедлительно приступить к созданию динамического банка аур населения Мира с расширенной системой учета по ключевым факторам (раса, возраст, пол, сфера деятельности, достижения, рост, вес, показатели здоровья (болезней), психологические характеристики… система характеристик самой ауры… характеристики связи ауры с комплексом «нетрадиционных» наук – нумерологии, астрологии (гороскопов), хиромантии, хирогномики…); это позволит сделать долгожданный прорыв в понимании не только психики человека, а и его сущности в целом, истории его зарождения и эволюции.
  • реализация п. 18.11 позволит разработать новые механизмы улучшения качества каждого человека (включая его бессознательное) и человечества в целом (включая биополе планеты, ее ноосферу). Данные исследования с большой вероятностью позволят сделать и долгожданный прорыв в понимании Бога и взаимоотношений Его с человеком;
  • реализация пп. 18.4–18.5, 18.7–18.12 и 19 позволит осуществить очередной технико-технологический прорыв во многих сферах, в том числе, например, усовершенствовать детектор лжи, дополнив его показателями динамики изменения ауры при ответах на заданный вопрос…
  • мониторинг динамики ауры открывает возможность получения визуальных ответов бессознательного на вопросы сознания; причем эти ответы можно классифицировать не только по принципу «ДА–НЕТ», а и по количественно-вероятностной оценке.
    1. Оценки бессознательного индивида и коллективного бессознательного должны учитываться при анализе и оценках мотивации индивида и их коллективов (от выполняющих элементарную функцию, до сложных многофункциональных многокритериальных систем, включая действия население региона, государства, континента, планеты). Данная оценка должна определяться через опосредованные проявления бессознательного в материальном плане жизнедеятельности человека и соответствующего коллектива. Развивая это положение, оценки динамики бессознательного индивида и коллективного бессознательного также должны учитываться при прогнозировании мотивации индивидов и их коллективов. Считаем обоснованным и практически возможным уже в ближайшей перспективе создание мониторинга и широкого внедрения моделей динамического прогнозирования мотивации индивидов и их коллективов (аналогичные эффективные модели динамического прогнозирования поведения сложных социально-экономических систем были реализованы еще в восьмидесятых годах прошлого столетия).
    2. Указанную в п. 19 оценку влияния бессознательного на соответствующую мотивацию представляется обоснованным определять с количественной и вероятностной позиций, достаточно подробно обоснованных и изложенных в публикациях и авторских свидетельствах авторов [11–12, 16–17].

Таким образом: 1) существенно дополнены соответствующие определения сущности и функций бессознательного и ауры; 2) вызывает сомнение сам термин «бессознательное» ведь, как показано выше, оно не только частично познаваемо и во многом определяет наше сознание, но и само является частью сознания более высокого уровня; в этой связи, нам кажется более корректным термин «неосознанное» (не путать с термином «неосознаваемое», употребляющийся в исследованиях школы Узнадзе Д.Н., в первую очередь, в словосочетаниях неосознаваемая нервная (психическая) деятельность и неосознаваемые установки); 3) открыты научные пути и практические рекомендации для понимания и использования (практического применения) результатов наших исследований в реальной практике психоанализа и психокоррекции в широком спектре применения, а также в других науках от биологии, медицины, педагогики, экобезопасности, биофизики, бионики и до рационального ресурсопользования и ресурсосбережения, физики, менеджмента и философии… Данные исследования с большой вероятностью позволят также сделать и долгожданный прорыв в понимании Бога и взаимоотношений Его с человеком и со всем остальным миром.

В настоящее время даже «продвинутые» люди напоминают старый радиоприемник с автонастройкой на 5-6 волн, страдающий комплексом самодостаточности и лени. Самодостаточность, в первую очередь, выражается в предчувствии (а иногда – и в понимании) наличия интересных и полезных радиопередач за пределами, принимаемого приемником частотного диапазона, но нежелании потратиться и освоить более совершенный приемник. А лень, в первую очередь, выражается в нежелании поискать и найти еще хотя бы одну-две полезные частоты в диапазоне, принимаемом даже имеющимся приемником… Настала пора вспомнить, что в сферу бионики входит не только реализация технологий реализованных природой в технико-технологическом совершенствовании обеспечения жизнедеятельности человека, а и обратный процесс – использование наработанных человечеством знаний (в том числе и технико-технологических) для более глубокого понимания собственной природы, для качественного скачка в самосовершенствовании, в совершенствовании среды своего обитания… хотя бы для более полного и объективного ответа на исконные вопросы: «что есть человек?», «для чего живем?», «почему так, а не иначе поступаем в той или иной ситуации?», «каковы механизмы и технологии взаимного влияния человека и среды его обитания?»… «каковы перспективы развития человека и человечества»???

На основании вышеизложенного один из авторов данной статьи запатентовала и получила четыре патента (три Свидетельства про «НОУ–ХАУ» и одно – на открытие) [10–13] поданы заявки еще на 2 патента.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Столяренко Л.Д. Психология: Учеб. для вузов. – СПб.: Лидер, 2005. – 428 с.
  2. Психология. Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2004. – 584 с.
  3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.
  4. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Кн. дом «Университет», 2000. – 336 с.
  5. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб., 2001. – 864 с.
  6. Кехо Д. Подсознание может все. (электронный ресурс) http://modernlib.ru/books/ keho_dzhon/podsoznanie_mozhet_vse_2/read
  7. Юнг К. Психологические типы: Пер. с нем.– М.: Унив. книга: АСТ, 1998,– 720 с.
  8. Аура человека. Википедия (электронный ресурс) https://ru.wikipedia.org/wiki/Аура _человека#.D0.A1.D0.BE.D0.B2.D1.80.D0.B5.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5.D0.B8.D1.81.D1.81.
  9. Современная энциклопедия (электронный ресурс) http://dic.academic.ru/dic. nsf/enc 1p/6650
  10. Энциклопедия «Религия» (электронный ресурс) http://www.insai.ru/slovar/ aura-0
  11. Завертайло О.В. Матеріальна сутність аури особистості як прояв її несвідомого та показник ефективності (минулих, сучасних та майбутніх) станів взаємодії тіла–духа–душі. /Свідоцтво про “ноу-хау” НХ № 43 від 12 жовтня 2014 р. – Київ: УАОІ, 2014. – 10 с.
  12. Завертайло О.В. Обґрунтування концепції, методики й технології кількісної оцінки та самооцінки мотивації діяльності особистості та/або колективу у сучасній психології. / Свідоцтво про “ноу-хау” НХ № 44 від 12 жовтня 2014 р. – Київ: УАОІ, 2014. – 7 с.
  13. Завертайло О.В. Вірогіднісний підхід до кількісної оцінки та самооцінки мотивації поведінки особистості та/або колективу у сучасній психології. /Свідоцтво про “ноу-хау” НХ № 45 від 29 жовтня 2014 р. – Київ: УАОІ, 2014. – 8 с.
  14. Завертайло О.В. Сутність несвідомого та перспективи пізнання й практичного використання особистістю його матеріального аспекту. / Авторське свідоцтво про відкриття НВ № 6 від 12 жовтня 2014 р. – Київ: УАОІ, 2015. – 19 с.
  15. Завертайло Е.В. Материальная сущность ауры индивида как проявление его бессознательного // «Винахідник України», № 1-2, 2015. – Київ: УАОІ, 2016 (публикуется в данном журнале).
  16. Завертайло Е.В. Переход от качественной к количественной оценке и самооценке мотивации действий индивида – насущная проблема современной психологии // «Винахідник України», №1-2, 2015. – Київ: УАОІ, 2016 (публикуется в данном журнале).
  17. Завертайло Е.В. Вероятностный подход к количественной оценке и самооценке отивации действий индивида // «Винахідник України», №1-2, 2015. – Київ: УАОІ, 2016 (публикуется в данном журнале).
  18. Шарапатюк А.В., Завертайло Е.В. Качественная оценка и учет мотивации действий сторон в энергосбережении в жилищном секторе – насущная проблема современной Украины // Тезисы докладов Международной научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы в жилищном секторе Украины» от 19.02.2016. – Одесса: ХГЭУ, 2016. – с. 63–68.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *