Крижановський Ростислав Олександрович
- Достижения, Крижановський Ростислав Олександрович, Философия, общество, Экология, Экономика

Крижановський Ростислав Олександрович

Р. А. Крыжановский, акад. УАОИ
и УЭАН, д-р экон. наук, профессор

Теория капитала в философии хозяйства

ВВЕДЕНИЕ

На смену, так называемому, научному мировоззрению XX века приходит холистическое (холио – целостное, полное) мировоззрение, учитывающее трансцендентную составляющую картины мира. Философия хозяйства тем и отличается от обычных политэкономии или экономической теории, что признает трансцендентное начало. «Трансцендентность – не свойство только, а действительно начало мира» [12, стр. 124] и основа воззрения на мир – Христианского мировоззрения. С.Н.Булгаков – один из родоначальников философии хозяйства ввел в теорию божественное «христианское начало», которое «необыкновенно расширяет границы познаваемого и познанного, придает всему хозяйственному бытию человека (и человечества) особые, трансцендентные смыслы» [12, стр. 126]. В результате возрастает роль духовного фактора и меняются устоявшиеся научные понятия за счет углубления их содержания. В частности в экономической теории существенной трансформации подвергалась даже такая основополагающая категория как капитал.
Влияние духовного фактора на развитие экономики можно подтвердить глобальным обобщающим примером соотношения национального дохода различных стран на душу населения с учетом тех или иных религиозных убеждений. Согласно исследованиям на основе обобщения данных, приведенных в работах [1, 6, 9] экономическая картина мира в зависимости от духовного фактора выглядит следующим образом (табл. 1):

Таблица 1. Роль христианства в экономическом развитии государств

Страны Численность населения Уровень развития
Млн. чел % Богаче, раз Беднее, раз
А. Христианские

·        католические

·        протестантские

·        православные

2089

1048

806

236

33,7

16,9

13,0

3,8

5

1,5

8

1,24

Б. Исламские 1190 19,2 4,4
В. Индуистские 849 13,7 11,6
Г. Буддистские 353 5,7 6,7
Д. Атеистические 229 3,7 11,9
Е. остальные, в т.ч. нейтральные 1488 24,0 11,7

 

Критерием отнесения той или иной страны к определенной религии является Чв > 50%, где Чв – численность верующих той или иной конфессии или деноминации.

Рассматривались 237 стран мира с населением 6,2 млрд. человек. Причем при сравнении та или иная группа стран, например христианских или протестантских, сопоставлялись со всеми остальными странами мира. В то время как христианские страны по уровню национального дохода на душу населения в 5 раз богаче остальных стран мира, атеистические беднее остальных в 11,9 раз. Среди христианских, право-славные страны за счет России, Украины, Белоруссии, Грузии, Молдавии бывших до не давнего времени 70 лет под игом атеизма, а также Болгарии и Румынии имеют самый низкий показатель среди христианских деноминаций, но намного превышающий аналогичный средний показатель у мусульманских (исламских), буддистских индуистских, атеистических и других стран. С позиций материализма основой капитала являются природные ресурсы. «Всякое производство есть присвоение индивиду-умом предметов природы» (К. Маркс [11, с. 112]). В расчете на душу населения наиболее богаты по природным ресурсам среди христианских: Россия и Украина. Эти страны и по уровню человеческого капитала, благодаря развитию образования, также занимали достойные места в мире. Однако, относительно низкий уровень экономического развития обусловлен влиянием духовного фактора.
В Евангелии от Матфея (Матф.25-29:18) и Евангелии от Луки (Лук.19:11-26) приведена притча, которую можно назвать притчей о капитале, его обороте и прибыли [2]. Причем 2000 лет назад капиталом называлось серебро, а термины «оборот» и «прибыль» также упоминались в этой притче. В современном понимании также, как и в древности, капиталом считается только то имущество, которое участвует в обороте и приносит прибыль.
Изначально под капиталом понималось главное имущество (Kapitalis – главный). По Марксу – это стоимость, приносящая прибавочную стоимость по известной формуле оборота:
т.е. деньги – товар – деньги с приростом (прибавочной стоимостью). Собственник капитала покупал на рынке товары – рабочую силу и средства производства, соединял их в процессе труда и после реализации вновь созданного товара получал бóльшую стоимость, чем затратил. В отличие от, так называемых, буржуазных экономистов марксизм-ленинизм рассматривал капитал не как вещь или сумму накопленных материальных благ, а как общественно-производственные отношения между людьми [16, с. 539]. Интуитивно, это шаг вперед, так как признается, что капитал это не только нечто материальное. А с другой стороны, это определение страдает расплывчатостью и уводит в сторону от истины. В рассматриваемых определениях вуалируются понятия природного и человеческого капиталов.
Более полным является определение, согласно которому эта экономическая категория представляет не только созданные человеком ресурсы, но и «все, что способно приносить доход; вложенный в дело, работающий источник дохода; самовозрастающая в процессе движения стоимость, приносящая прибавочную стоимость; необходимый фактор производства, имеющий как денежную, так и материально-вещественную форму, представленную необходимыми средствами производства» [4, с. 469].
Часть этого определения: «…все, что способно приносить доход» как раз и может включать человеческий, природный и духовный капитал. В Собрании сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса в «Немецкой идеологии» есть примечательная фраза о разделении труда, которое «становится действительно разделением лишь с того момента, когда появляется разделение материального и духовного труда». В этой же работе встречается понятие «духовного производства» [10, с. 30]. Поскольку есть духовный труд и духовное производство, то они должны приносить прибавочную стоимость, прибавочный продукт [14, с. 3]. А в нормальной экономике, где есть прибавочный продукт, там есть и капитал. Если имеется понятие «духовного труда» и «духовного производства», то должно быть понятие «духовного капитала». Правда, у классиков понятие «духовного капитала» отсутствует, по видимому потому, что под духовным трудом и производством они понимали совершенно не духовные вещи, а культуру и искусство, которые, по нашему мнению, имеют отношение к человеческому капиталу, а не к духовному.
В ХХI веке производственный капитал быстро устаревает, финансовый – стремительно инфлирует, природный – истощается, человеческий – деградирует в условиях бездуховности. Приходит понимание, что финансовый и производственный капитал – третичны, человеческий и природный капиталы – вторичны, а духовный – первичен. Дух первичен, материя вторична.
ХХI век – это эпоха, когда нематериальные, и в особенности духовные, ресурсы становятся ключевым фактором развития экономики.
Например, Украине после развала СССР достались колоссальные природные ресурсы, высокоразвитый интеллектуальный (человеческий) капитал. Однако производственный капитал был сознательно разрушен (чтобы приватизировать предприятия за бесценок), финансовый – вывезен за границу. Вследствие отсутствия работы и в поисках лучшей жизни 5-7 млн. украинцев покинули страну. Из-за морально-нравственных причин процветают коррупция и беззаконие. В основном из-за недостатка духовного капитала в Украине и других постсоветских странах возник экономический кризис.
Масштабы разворовывания государства, теневой экономики и коррупции подрывают основы безопасности государства. Духовная нищета приводит к нищете общества. Вместо воспроизводства капитала происходит его разрушение. К тому же капитал способен приносить не только прибавочную стоимость – эффект, но и ущерб. Капитал Аль-Каиды, используемый в террористических целях, это капитал или не капитал? Или, например, капитал, разрушающий природу или природный капитал при добыче полезных ископаемых? С одной стороны он дает прибавочный продукт, а с другой наносит ущерб. Причем ущерб наносится одним природопользователем опосредовано через природу другим природопользователям. Опять таки, все зависит от того, какой дух владеет обществом. Дух разрушения или дух созидания. Безопасность государства, в том числе экологическая, напрямую зависит от духовного фактора – духовного капитала, который в свою очередь материализуется в человеческом капитале, преобразующим природу в природный капитал.
Рассмотрим эти виды капитала в их иерархической последовательности.

  1. Духовный капитал

Эффективность развития государства во многом зависят от духовной гармонии, духовного единства общества и духовной жизни индивидуумов.
Современной официальной науке не хватает духовной составляющей. Существует понятие «энергия мысли», а энергия – это «искра Божья». Возможна ли материализация мысли, слова? По Библии – да. «Вначале было Слово и Слово было у Бога» [2, с. 1213].
Известно, что электроны, гамма-лучи, рентгеновские лучи, радиоволны, свет – это одновременно частицы и волны. Из мельчайших внутриатомных частиц – квантов состоит Вселенная, что подтверждает духовную природу мира. Самое поразительное свойство квантов в том, что они ведут себя как частицы, когда мы их наблюдаем. Вне наблюдений – они волны.
Секрет силы влияния мысли кроется в электромагнитном механизме. Возможна ли передача мысли на расстояние? Вы смотрите на идущего впереди Вас на приличном расстоянии знакомого или даже незнакомого и он оборачивается. Мысли могут передаваться не только взглядом, но и не познанным путем на огромные расстояния. В неблаговидных целях энергию мысли используют экстрасенсы, колдуны, контактеры, гипнотезеры [13].
Существуют явления телекинеза, духовные методы познания на основе интуиции, духовные этические и моральные принципы, позволяющие созидать добро и противостоять злу.
Духовный капитал это экономически оцененные духовные субстанции, включая церкви и другие культовые сооружений, верующих и духовные силы.

(1)

где: КДН – стоимость сооружений духовного назначения;

КЛ – финансовый капитал за счет десятины и пожертвований верующих;

КДС – капитал на основе духовных сил.

Духовный капитал может создавать финансовый капитал за счет «десятины», которую верующие должны по Библии – слову Божьему отдавать Богу, т.е. церквям на добрые дела. А также пожертвований на богоугодные дела. И священнослужители не лукавят, когда говорят, что десятина и пожертвования воздаются сторицей тем, кто жертвует.
Капитал на основе духовных сил – это благодеяния и благодать в ответ на молитвы верующих.
Духовный капитал становится капиталом только при условии его материализации и участии в обороте.

(2)

где:  – капитал на основе благодеяний людей, побуждаемых Духом Святым к совершению благих поступков и дел (безвозмездная передача земли для нужд церкви, бесплатный труд при строительстве храма и др.);
– капитал на основе благодати Божьей (благоприятные природные и погодные условия, создающие дополнительный прирост капитала, интуиция, позволяющая наращивать капиталы и др.).
Духовный капитал должен давать отдачу, т.е. его вложения должны быть эффективными.
В каждой, особенно протестантской церкви*, есть масса людей, пришедших к Богу, порвав с преступной прежней жизнью, наркоманией пьянством и др. Можно оценить в среднем годовые ущербы от этих проявлений (Угi), дифференцировав лиц с девиантным поведением (Ni) и определить удельные ущербы по видам девиантного поведения (Уудi):

Уудi =  Угi / N      (3)

Также можно нормировать национальный доход на одного работающего и определить эффект от сокращения числа бомжей, количества больных (чел.-дней), нищенствующих и жуликов, ставших достойными гражданами.
Труднее оценить долговременный ущерб от разводов и абортов. Однако и это возможно путем дисконтирования.
Показатели реализации духовного капитала можно представить в следующем виде.
А. Предотвращенный ущерб:

(4)

где: ΔУ1 – предотвращенный ущерб от сокращения преступности;
ΔУ2 – ущерб от сокращения числа алкоголиков;
ΔУ3 – ущерб от сокращения числа наркоманов;
ΔУп – ущерб от других негативных проявлений.
Б. Сокращение приведенных затрат

ΔПЗΣ + ΔПЗ1 + ΔПЗ2 + ΔПЗ3+ΔПЗП……… (5)

где: ΔПЗ1 – сокращение приведенных затрат на обустройство бездомных;
ΔПЗ2 – сокращение приведенных затрат на детские дома;
ΔПЗ3 – сокращение приведенных затрат на здравоохранение;
ΔПЗП – сокращение иных приведенных затрат связанных с негативными проявления

В. Социально-экономические эффекты

ЭС = Э1 + Э2 + Э3 + …+ ЭП  (6)

где:  Э1 – эффект от помощи оказываемой церквями;
Э2 – эффект от сокращения числа разводов;
Э3 – эффект от сокращения числа абортов;
ЭП – другие эффекты.
Г. Экономический эффект

Ээ = ΔНД = ПЭ + ΔУ (7)

где: ΔНД – прирост национального дохода за счет духовных факторов;
ПЭ – прямой экономический эффект от использования духовного капитала;
ΔУ – предотвращенный ущерб от сокращения преступности и других негатив-ных явлений в обществе.
Следует отметить, что эффекты от духовного капитала также как и от других видов капитала могут быть положительными и отрицательными, в зависимости от того направлен ли капитал во благо или во зло. И это зависит от того, какой дух владеет людьми, употребляющими тот или иной капитал. Дух добра или дух зла.

  1. Природный капитал

Природный капитал – это экономически оцененные природные ресурсы и свой-ства, введенные в хозяйственный оборот, и способные приносить доход. Производная от природного – экологический капитал (элементы или компоненты экосистем, также оцененные экономически).
К природному капиталу относятся земельные, водные, минерально-сырьевые, энергетические и другие ресурсы. Отличие природных ресурсов от природных условий и факторов заключается в возможности их использования и получении дохода. Т.е., компоненты природно-ресурсного потенциала становятся капиталом, когда при-обретают экономическую оценку, которая представляет собой денежное выражение экономических результатов использования природных ресурсов в производственной и непроизводственной сферах, дающее положительный эффект.
Является ли русло реки, использованное для прокладки канала «Дунай-Чёрное море» природным капиталом? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо обратиться к конкретной экономике. Судовые сборы за проход по этому каналу значительно ниже эксплуатационных затрат по поддержанию глубин на проектном уровне (предотвращен от заносимости канала). Таким образом, капитальные затраты не окупаются, природная рента отсутствует. Следовательно в данном конкретном случае это русло реки Дунай не является природным капиталом.* Таким образом, непродуманное политически и необоснованное с экономико-экологических позиций решение не привело к превращению природного потенциала в природный капитал.
Экономическая оценка должна включать как можно полнее многообразные эффекты использования природных ресурсов с учётом их исчерпаемости и перспектив.
Природный капитал, в отличие, от в целом постоянно возрастающего финансового капитала, склонен к истощению. Приращение его достигается не только за счёт геологоразведки, но также, что особенно актуально в наше время, за счёт научных исследований и ОКР по ресурсозамещению. Например, пресных вод – морскими за счёт новой техники и технологий. Возможна замена нефти, газа и угля, гидро- и атомной энергии нетрадиционными ресурсами ветра, морских волн, солнца, биомассы, газгидратов и др.
Особенностью природного капитала, является то, что вследствие исчерпаемости отдельных его компонентов, экономическая оценка их постоянно возрастает. Это, прежде всего, характерно для нефти и газа, земельных ресурсов (в связи с увеличением плотности населения) и др. Чем дороже становится тот или иной вид природного капитала, тем больше шансов стать таким же природным капиталом тому или иному элементу или компоненту природно-ресурсного потенциала, который только в силу экономических причин рассматривался в качестве потенциального природного ресурса. Т.о., природный капитал является активом экономики, используемым для производства и потребления на различные цели для блага людей.
Некоторые авторы пытаются придать этому понятию расширенный смысл. Кроме природных ресурсов говорится о природных услугах, оказываемых на экосистемном уровне [5, с. 117]. Нам близко и понятно экологическое мировоззрение и стремление рассматривать природу с экосистемных позиций. Однако капитал это не экологическое, а экономическое понятие. Любая экосистема состоит из элементов, и если эти элементы или их совокупность используются, то они приобретают статус ресурсов, которые после экономической оценки их стоимости и возможности давать доход становятся природным капиталом. Просто так сам воздух или ветер не могут быть капиталом, если не дают доход, который можно оценить экономически, например при работе конкретной ветровой электростанции. В случае, когда рентная или другая экономическая оценка равна нулю, то, следовательно, и природный капитал за счёт энергии ветра равен нулю. Капитал должен иметь собственника, его можно продавать, дарить, передавать, сдавать в аренду, покупать. Если он бесплатен, никому не принадлежит и не даёт дохода, то это не капитал, а какой-то потенциал, который может стать капиталом.
Мы совершенно не согласны с отнесением к природному капиталу «потока эколгических или экономических услуг». Услуги – это экономическое понятие. Их оказывают юридические или физические лица, но никак ни природа, экология или экосистема
Теория природного капитала находится на первой начальной стадии своего формирования и в этой связи чрезвычайно важно избежать терминологической путаницы.
Отличие природного капитала от природно-ресурсного потенциала заключается фактически в его материализации из абстрактной формы (ТЭО, проекты, обоснования и др.) в вещную при конкретной разработке месторождений полезных ископаемых или тех или иных природных ресурсов и условий.
В Саудовской Аравии коренное население, не работая, живёт на ренту от природного капитала – запасов нефти и газа, не имея других природных ресурсов, в частно-сти таких важных как питьевой воды, плодородных земель и др. И климатически условия пустыни намного хуже, чем в России и Украине. Но страна и население процветают и прирастает финансовый капитал для будущих поколений, когда ресурсы нефти и газа будут исчерпаны. В Украине же и России богатейший природный капитал недооценивается и недоиспользуется. Если мы ренту за добычу и транспортировку нефти и газа разделим на украинских пенсионеров, то получим немногим более 40 грн/мес (200 руб/мес) на одного пенсионера. Рентные отношения следует распространить на все используемые природные ресурсы и теоретически обосновать эффективный для общества финансовый механизм использования природного капитала.

  1. Человеческий капитал

Человек является носителем знания, по Питеру Друкеру абсолютно портативного и чрезвычайно емкого вида основного капитала. В отличие от других исчерпаемых видов ресурсов (природного капитала) знание как средство материального и духовного производства неисчерпаемо. Есть мнение, что человеческий капитал это составная часть производственного капитала [15]. Однако, по нашему мнению, производственный капитал является производным от человеческого. Без человека даже при-родные ресурсы не являются капиталом.
Человеческий капитал по Адаму Смиту это капитализированная ценность приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества. По мнению Фишера, заработная плата – это процентные платежи за человеческий капитал [3].
Более узкое понятие человеческого капитала встречается у М. П. Тодаро «Человеческий капитал представляет собой производственные инвестиции в трудовые ресурсы» на повышение квалификации, развитие способностей и умения самостоятельно мыслить, укрепление здоровья. «Формы таких инвестиций – расходы на образование, обучение на рабочем месте, медицинское обслуживание» [3].
В этом утилитарном определении не все состыковывается. Во-первых, не все перечисленные инвестиции являются производственными. Во-вторых, в рыночных условиях трудно инвестиции отделить от текущих затрат. В-третьих, далеко не все инвестиции учитываются, например, в спорт и физкультуру.
Концепция человеческого капитала была выдвинута известным американским экономистом Г. Беккером в 1960 г. Этот термин обозначает накопленные знания, умения и мастерство работника, которые он приобрел благодаря образованию, профессиональной подготовке и производственному опыту.
Однако, опыт может быть и не производственный, а, например, научный и помимо вторичных знаний, умений и мастерства существуют первичные врожденные качества (талант от Бога).
Человеческий капитал – это интеллектуальные способности и практические навыки, полученные в процессе образования и практической деятельности человека, экономическая оценка человеческих свойств, способных приносить доход. В экономической науке – это способность людей к участию в процессе производства.
Тогда вопрос, обладает ли артист или библиотекарь человеческим капиталом? Ведь они напрямую не участвуют в процессе производства. Человеческий капитал это не люди или трудовые ресурсы вообще. Можно ли бомжа или вора назвать человеческим капиталом? Или безнадежного больного, не приносящего никакой пользы?
При прочих равных условиях, чем выше уровень образования, тем быстрее чело-век может найти работу, быстрее адаптируется. Как правило, чем более способны люди, тем больше у них возможности к самореализации и стремления к образованию.
Главное в человеческом капитале – адаптация, умение приспосабливаться к быстро меняющимся экономическим условиям, технике и технологиям. В этом проявляется действие человеческого капитала.
Если оценить расходы на подготовку ученого или специалиста и упущенную выгоду от их деятельности вследствие отъезда за границу, то ущерб будет колоссальный. Только для России за 15 лет ущерб по оценке составил около 500 млрд. долл.
Азиатско-тихоокеанские страны Япония, Южная Корея, Таиланд, Малайзия и др., сконцентрировав усилия на образовании, всего за 10-15 лет смогли стать высокоразвитыми странами. Считается, что за счет образования достигается до 40 % прироста валового национального продукта [15].
Основным капиталом современного общества становятся способности и знания человека, и капитал этот прирастает образованием. Показателями развития человеческого капитала считаются: грамотность, средняя продолжительность и качество обучения, бесплатность образования и медицинской помощи и др.
В долгосрочном плане инвестиции в образование считаются самым выгодным вложением средств, как для государства, так и отдельного индивидуума. Однако эти инвестиции должны распределяться рационально в расчете на повышение качества образования и оптимальный выбор направлений, приносящий наибольшую отдачу. Также как не должно быть науки ради науки, так и образования ради образования. Должна определяться экономическая эффективность человеческого капитала и вложений в него.

Заключение
Как сделать так, чтобы в комплексе капитал давал положительный максимальный эффект, учитывая сопутствующие ущербы? Для этого необходима синергия, прежде всего, человеческого, природного и духовного капиталов.
Понятие синергетика родилось сначала в естественных науках, как направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются в биологической, физико-химической и других открытых системах, благодаря интенсивному обме-ну веществ и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях. В фармакологии этот термин обозначает вариант реакции организма на комбинированное воздействие нескольких лекарственных веществ, в результате которого наблюдается эффект, превышающий оказываемый этими лекарствами по отдельности.
В настоящее время под синергией понимается такое единение отдельных частей в целое, которое порождает новое качество, новые возможности, совокупный эффект, бóльший, чем сложение отдельных эффектов. Т.е., целое больше суммы отдельных частей, когда в процессе взаимодействия происходит не сложение результатов, а их умножение. Что касается эффекта, то получается синергический, сверхаддитивный эффект.
Духовный капитал тесно связан и объединяет человеческий и природный капитал в одно целое. Мы их разделяем для экономических расчетов, причем таким образом, чтобы не было дублирования и двойного счета. И в этой связи происходит не просто сложение капиталов, а их умножение. В обычной, не одухотворенной положительно экономике могут быть варианты типа «лебедь, рак и щука», как по басне Крылова, когда сложение капиталов может дать отрицательный эффект. В нашем же случае наблюдается только синергия – единение капиталов в одно целое, способное породить новое качество, новые возможности. Без духовного капитала невозможно достичь синергии в экономике быстро меняющегося мира, в решении проблем ХХI века.

Литература:

  1. Бачинин В. А. Христианская мысль. СПб: Алетейя, 2006, т. IX, — 156 с.
  2. Библия. – Киев: Украинское библейское общество, 2004. – 1392 с.
  3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: АНХ, Дело, 1994. – 207 с.
  4. Бревнов А. А. Основы экономической теории. – Харьков: Одиссей, 2004.– 511 с.
  5. Глазырина И. П. Природный капитал в экономике переходного периода. – М.: Природа. РЭФИА. 2001. – 204 с.
  6. Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес. – СПб: Питер, 2006. – 1088 с.
  7. Крыжановский Р.А. Наконечная В.Н. Синэргия человеческого, духовного и природного капиталов в новой экономике XXI века. // Nova ekonomia a spoteczestwi. – Lublin: Kul, 2006, c. 334-340.
  8. Крыжановский Р.А., Наконечная В.Н. Катапофатический подход к исследованиям духовно-идейного потенциала российской экономики // Философия хо-зяйства. – М.: МГУ. 2006, № 3, с. 162-169.
  9. Лобазов П.К., Баканурский А.Г., Мартынюк Э.И. Религиоведение. – Одесса: ВМВ, 2007. – 448 с.
  10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 3, с. 30.
  11. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 4, с. 112.
  12. Осипов Ю. М. Значение философии хозяйства С. Н. Булгакова для современной экономической теории // Преодоление времени. – М.: МГУ, 1998, с. 115–172.
  13. Серикова В. Магия мысли // Elite Club, 2005, № 6, с. 78-80.
  14. Христенко С.И., Христенко С.С. Экономика духовного производства. – Одесса: Маяк, 1990. – 223 с.
  15. Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. – М., 2001, № 12, с. 42-49.
  16. Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1985. – 1600 с.
Це остання публікація наукової праці Р.О.Крижановського.

Ростислав Олександрович Крижановський загинув у липні 2014 року, рятуючи 5-річну дівчинку, яка тонула. Він був видатним вченим, великою людиною. З моменту заснування Південного відділення УАОІ до моменту загибелі – 22 роки – він постійно обирався, бескорисливо й чесно працював його віце-президентом, був редактором и членом редакційних рад журналів, які видавала УАОІ. З моменту заснування був обраний Академіком Української Академії Екологічних Наук і ректором Одеського християнського гуманітарно-економічного універ-ситету. За більш ніж півсторічну наукову й педагогічну діяльність надрукував понад триста наукових праць, десятки монографій і підручників, був науковим керівником аспірантів й докторантів, кількість його учнів і послідовників ніхто точно не зможе підрахувати, можна тільки без сумніву стверджувати, що такий рахунок йшов би на тисячі. Серед його учнів є два академіка УАОІ, статті яких надруковані у цьому журналі.
За велику наукову, педагогічну й громадську діяльність Р.О.Крижа-новський був нагороджений багатьма міжнародними, українськими й регіональними нагородами й преміями. Останніми його нагородами були відзнаки Ватікану й Міжнародної наукової ради «Віжи-300».
Довічна добра пам’ять о Р.О.Крижановськом завжди буде з нами, з його учнями, з усіма, хто доторкнувся до його наукової та духовної спадщини.

ДОКИ В УКРАЇНІ ЖИТИМУТЬ ТАКІ ЯСКРАВІ ТВОРЦІ, ВЕЛИКІ СЕРЦЯ Й ПАТРІОТИ, ДОТИ БУДЕ ЖИТИ УКРАЇНА.

Президії УАОІ й Південного відділення УАОІ,
Редакції журналів «Вінахідник України», «Ідея», «Тема (Техніка майбутнього)»

* в протестантских церквях фиксируемое членство верующих в отличие от прихожан православных и католических храмов.

* Именно в этом отличие природного капитала от финансового, который может давать как положительный, так и отрицательный эффект (ущерб)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *